На АО «Сызранский НПЗ» приступили к промышленной эксплуатации нового катализато |
На АО «Сызранский НПЗ» приступили к промышленной эксплуатации нового катализатора
В современной нефтепереработке катализатор ключевой и одновременно один из
самых наукоемких элементов технологического процесса. В процессе
нефтепереработки нефть разделяется на фракции – легкие и тяжелые, каждая из
которых подвергается дальнейшей переработке и очистке. Чем тяжелее фракция, тем
больше серы. Задача катализаторов гидроочистки нефтяных фракций – удалить
соединения серы и азота. Если этого не сделать, сера попадет в топливо и
двигатель автомобиля. Что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности
топливной и выхлопной систем, загрязнению окружающей среды. Все предприятия Роснефти выпускают топливо экологического стандарта Евро-5. Для сравнения: в 90-е годы допускалось содержание серы в дизеле в 0.2%. В современном дизеле Евро-5 содержание серы – 0.001%, то есть в 200 раз ниже. Соответственно, нынешние катализаторы должны быть в 200 раз эффективней, чем предшественники.
До 2019 года единственной возможностью российских нефтепереработчиков для
производства дизельных топлив было использование импортных катализаторов.
«Роснефть», первой в России, выпустила собственный катализатор, стартовая
партия которого была загружена на одном из уфимских НПЗ. Уже 13 месяцев
катализатор работает в установке и по оценкам специалистов, сможет работать до
полутора лет. Ни один западный катализатор не выдерживает и года. В этом
году специалисты «Роснефти» сделали три загрузки катализаторов на предприятиях
Рязани и Уфы. Программа импортозамещения стала одним из важных направлений стратегии
развития «Роснефть — 2022». Это касается не только катализаторов, но и
технологий, оборудования по всей цепочке производства нефтепродуктов. На
Сызранском НПЗ, где предстоит доказать эффективность катализатора вакуумного
газойля, до 90% оборудования, которое закупается для строительства и
реконструкции завода – отечественного производства. |